Статистика блога
193
Записей
2509
Обращений
102928
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Разъяснение законодательства в сфере антитеррористической защиты объектов УТО

Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении

Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 апреля 2015 года № 191

"Казахстанская правда" от 16.04.2015 г., № 69 (27945); "Егемен Ќазаќстан" 16.04.2015 ж., № 69 (28547); САПП Республики Казахстан 2015 г., № 20, ст. 108. Подписано в печать 21.05.2015




      В соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые требования к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением раздела 2, который вводится в действие с 1 января 2017 года, и раздела 3, который вводится в действие с 1 июля 2015 года.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                                            К. Масимов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 3 апреля 2015 года № 191

Требования
к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении

1. Общие положения

      1. Каждый объект, уязвимый в террористическом отношении, включенный в перечень объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении, должен иметь систему антитеррористической защиты в соответствии с настоящими требованиями к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее - требования).
  2. Целью создания системы антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее — система), является обеспечение их безопасности от воздействия террористических угроз.
   3. Понятия и термины, применяемые в настоящих требованиях:
  1) система антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, - совокупность компонентов инженерно-технической укрепленности, системы контроля и управления доступом, системы связи и оповещения, телевизионной системы видеонаблюдения, а также освещения, используемых в зданиях, строениях, сооружениях и иных объектах для обеспечения их антитеррористической безопасности;
  2) инженерно-техническая укрепленность - конструктивные элементы, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемые зоны и другим преступным посягательствам;
 3) периметр - граница охраняемой территории (зоны), оборудованная ограждающими строительными конструкциями (барьерами) и контрольно-пропускными пунктами;
 4) контрольно-пропускной пункт — специальное помещение, предназначенное для обеспечения пропуска людей и разрешенного вида транспортных средств;
 5) критическая зона - помещение, участки и конструктивные элементы, реализация террористической угрозы в отношении которых может привести к негативным последствиям;
 6) охраняемая зона - часть здания и/или территории (объекта), в которой может (должно) быть обнаружено изменение контролируемых параметров с помощью системы охранной сигнализации;
 7) рубеж охраны — совокупность инженерно-технических средств и систем безопасности, контролирующих определенную зону объекта или помещения (периметр, объем и подходы к ним), при преодолении которых выдается соответствующее извещение на оборудование контроля состояния объекта или выносные оповещатели (звуковая, световая индикация);
   8) система охранной сигнализации - совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения несанкционированного проникновения на объект охраны, нарушения целостности охраняемого объекта, сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности объекта;
   9) рубеж охранной сигнализации - совокупность совместно действующих технических средств охранной сигнализации, последовательно объединенных электрической цепью, позволяющих выдать извещение о проникновении (попытке проникновения) в охраняемую зону (зоны), независимо от других технических средств, не входящих в данную цепь;
  10) пульт централизованного наблюдения - самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть системы передачи извещений, устанавливаемые в пункте централизованной охраны для приема тревожных извещений о проникновении на охраняемые объекты, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработки, отображения, регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи команд телеуправления;
   11) система контроля и управления доступом - совокупность совместно действующих технических средств контроля и управления (механические, электромеханические, электрические, электронные устройства, конструкции и программные средства), обладающих технической, информационной, программной, эксплуатационной совместимостью и осуществляющих контроль и управление доступом людей и транспорта;
  12) система связи - система оперативной связи, предназначенная для обеспечения оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
  13) система оповещения - совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и/или звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке;
  14) телевизионная система видеонаблюдения - совокупность совместно действующих технических средств, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью, предназначенных для получения изображений о состоянии объекта;
   15) подразделения охраны - субъекты охранной деятельности, обеспечивающие охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении.
     4. Настоящие требования распространяются на действующие, вновь проектируемые, реконструируемые и технически модернизированные объекты, уязвимые в террористическом отношении, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные на территории Республики Казахстан, а также устанавливают порядок оснащения инженерно-техническими средствами и системами безопасности объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них.
  5. Инженерно-техническая укрепленность объектов, подлежащих государственной охране, обеспечивается в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151.
      Требования к инженерно-технической укрепленности объектов Вооруженных Сил определяются в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан», а также приказами Министра обороны Республики Казахстан.
      Службой государственной охраны Республики Казахстан устанавливаются дополнительные требования к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предназначенных для пребывания охраняемых лиц, с учетом настоящих требований, объема и специфики организационных, охранных, режимных и иных мер, обеспечивающих необходимые уровни их безопасности.

      Примечание РЦПИ!
      Раздел 2 вводится в действие с 01.01.2017

2. Требования к системе антитеррористической защиты особо
важных государственных, стратегических, опасных
производственных объектов

Требования к инженерно-технической укрепленности периметра

  6. Объект, имеющий территорию, оборудуется по периметру ограждением, препятствующим свободному проходу лиц и проезду транспортных средств на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт.
     Магистральные трубопроводы и территории месторождений также могут оборудоваться ограждением, препятствующим свободному проходу лиц и проезду транспортных средств в охраняемые зоны.
   7. Ограждение является капитальным сооружением и строится по типовым проектам.
    8. Ограждение должно иметь:
  1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта;
    2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;
     3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.
   9. Не допускается во внешнем ограждении наличие незапираемых дверей, ворот, калиток, а также лазов, проломов и других повреждений.
      10. На участках с повышенной опасностью периметр может укрепляться путем установки противотаранных и (или) иных дополнительных заградительных устройств.
      Помимо инженерно-технических конструкций периметр оснащается средствами освещения, связи и телевизионной системы наблюдения.
      11. Инженерно-технические конструкции для обеспечения безопасности периметра объектов должны соответствовать следующим характеристикам:
    1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон;
      2) защищенность от индустриальных помех и помех, вызываемых транспортными средствами, воздействия птиц и животных.
    12. К внешнему ограждению объектов и помещений организаций, занятых проведением работ по разработке, производству, испытанию, хранению взрывчатых, особо опасных, бактериологических, биологических веществ, источников ионизирующего излучения, радиоактивных и двойного назначения материалов, применяются специальные требования в соответствии с Положением о физической защите ядерных материалов и ядерных установок, а также санитарно-гигиеническими требованиями по обеспечению радиационной безопасности, другими нормативными правовыми актами в соответствующей области применения.
  13. Особо важные государственные, стратегические, опасные производственные объекты, на которых установлен пропускной режим, оснащаются контрольно-пропускными пунктами.
      14. Количество контрольно-пропускных пунктов определяется с учетом обеспечения необходимой пропускной способности людей и транспортных средств.
      Автотранспортный контрольно-пропускной пункт должен располагаться вблизи центрального контрольно-пропускного пункта для прохода людей.
      Контрольно-пропускной пункт для проезда автомобильного и железнодорожного транспорта допускается делать совмещенным.
      15. Наружные ограждающие конструкции (стены и перекрытия) зданий (помещений) контрольно-пропускных пунктов должны быть устойчивыми к внешним воздействиям, включая действия противоправного характера, и иметь хороший обзор.
      16. Контрольно-пропускной пункт оборудуется камерой хранения личных вещей рабочих и служащих, комнатой досмотра, служебным помещением для размещения сотрудников подразделений охраны, техническими системами безопасности (концентраторами, пультами, видеоконтрольными устройствами охранного телевидения и т.п.), устройствами управления механизма открывания прохода (проезда), охранного освещения и санузлом.
      В контрольно-пропускном пункте устанавливаются автоматизированные или механические ручные устройства, турникеты, калитки для предотвращения несанкционированного прохода людей.
      Допускается оборудовать контрольно-пропускной пункт стационарными и ручными средствами для производства досмотра, способными распознавать различные типы металлов в зависимости от необходимости или служебной потребности.
      17. Контрольно-пропускной пункт для транспортных средств оборудуется типовыми раздвижными или распашными воротами с электроприводом и дистанционным управлением, устройствами для их аварийной остановки и открытия вручную. Ворота оснащаются ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения). Контрольно-пропускной пункт для автотранспортных средств оборудуется смотровыми площадками или эстакадами для их осмотра, шлагбаумами, а контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта - вышкой и площадкой для осмотра подвижного железнодорожного состава.
      18. Пульт управления воротами располагается в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
      19. Помещение контрольно-пропускного пункта оснащается средствами связи, пожаротушения и оборудуется системой тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения.

Требования к инженерно-технической укрепленности
зданий и сооружений

      20. Размещение на территории особо важных государственных, стратегических, опасных производственных объектов зданий и сооружений, включая корпусы с оборудованием непрерывного производственного цикла, необходимо обеспечивать на максимально возможном удалении от периметра с учетом прикрытия их близлежащими зданиями и сооружениями.
      21. Наружные стены зданий и сооружений должны быть капитальными и соответствовать утвержденным нормам и правилам Республики Казахстан.
      22. При установке запирающихся устройств в зданиях и сооружениях необходимо выполнять условия противопожарной безопасности:
      1) наружные эвакуационные двери зданий и сооружений не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;
      2) двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и тамбуров-шлюзов оборудуются приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах и не должны иметь запоров, препятствующих их открыванию без ключа.
      23. Подземные и наземные коммуникации, имеющие входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и других подобных сооружений, через которые можно проникнуть в здания и сооружения, оборудуются постоянными или съемными решетками, крышками, дверями с запирающими устройствами.
      Постоянные устройства должны устанавливаться на все коммуникации, не подлежащие открыванию, а также проемы, имеющие диаметр более 250 миллиметров (сечением более 250x250 миллиметров).

Требования к инженерно-технической укрепленности помещений
подразделений охраны

      24. Помещения подразделений охраны следует размещать, как правило, на первом этаже зданий, при этом требования к конструкции помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкции соответствующей категории зданий.
      25. Инженерные конструкции постов охраны, к которым относятся наблюдательные вышки, постовые грибки и будки, изгородки в виде барьеров, должны соответствовать следующим характеристикам:
      1) наблюдательные вышки делаются из кирпича, дерева, металла или сборного железобетона и устанавливаются для увеличения обзора и просмотра охранниками территории и подступов к объекту. Высота вышки и место ее установки определяются в зависимости от рельефа местности, конфигурации и местных условий;
      2) состав технических средств для оборудования вышек определяется заданием на проектирование;
      3) конструкция вышки должна обеспечивать защиту охранника от поражения огнестрельным оружием;
      4) постовые грибы устанавливаются, как правило, в центре участков постов на расстоянии не более 1-го метра от тропы нарядов;
      5) постовые будки делаются из кирпича, дерева, сборного железобетона, металлоконструкций, пластика, прессованных и деревянных деталей. В районах, где температура опускается ниже минус 300С, в постовых будках предусматривается отопление. Размеры и типы постовых будок определяются проектной организацией;
      6) для обозначения границ участков постов применяются разграничительные знаки. Они нумеруются и последовательно устанавливаются таким образом, чтобы хорошо были видны нарядам и не просматривались посторонними лицами с внешней стороны участка.

Требования к системе охранной сигнализации

      26. Системой охранной сигнализации оборудуются все помещения с постоянным или временным хранением секретной информации или материальных ценностей, а также все смежные с ними помещения, комнаты и уязвимые места (окна, двери, люки, вентиляционные шахты и короба), расположенные на первом и последнем этажах по периметру здания объекта.
      27. Система охранной сигнализации в установленном порядке проходит сертификацию в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и зарегистрированных в Государственном реестре Государственной системы сертификации Республики Казахстан.
      28. На объектах, где требуется исключительно высокая наработка на ложное срабатывание и вероятность обнаружения, необходимо использовать комбинированные системы, сочетающие в себе несколько датчиков различного физического принципа действия. Расположение чувствительных элементов выбирается таким образом, чтобы сигнал о проникновении человека возникал одновременно в нескольких датчиках, тогда как помехи были разнесены во времени.
      29. Системой охранной сигнализации оборудуются три рубежа охраны.
      Первым рубежом охраны защищаются:
      1) строительные конструкции по периметру зданий или помещении объекта;
      2) места ввода коммуникаций, вентиляционные каналы и другие;
      3) выходы к пожарным лестницам;
      4) некапитальные и капитальные (если необходима их защита) стены.
      Вторым рубежом охраны защищаются объемы помещений.
      Третьим рубежом охраны защищаются хранилища, сейфы, шкафы или подходы к ним.
      30. Строительные конструкции по периметру здания (помещения) объекта блокируют:
      1) дверные проемы, погрузочно-разгрузочные люки - на открывание  и пролом;
      2) остекленные конструкции - на «открывание» и «разрушение» стекла;
      3) места ввода коммуникаций, некапитальные и капитальные (если это необходимо) - на «пролом»;
      4) вентиляционные короба, дымоходы и другое - на «разрушение» и «ударное воздействие».
      31. Структура системы охранной сигнализации для повышения безопасности объекта определяется, исходя из:
      1) режима работы этого объекта;
      2) особенностей расположения помещений внутри зданий;
      3) количества охраняемых зон.
      32. Охраняемые зоны размещают таким образом, чтобы при подходе к критическим зонам с любой стороны нарушение было зафиксировано не менее чем двумя рубежами охраны.
      33. Тревожные извещения с каждого рубежа охраны выводятся на пульт централизованного наблюдения или пульт внутренней охраны объекта.
      34. Помещение, где организован пульт централизованного наблюдения, необходимо размещать на вторых или третьих этажах здания. В случае размещения помещения пульта централизованного наблюдения в одноэтажном здании, строительные конструкции (стены, двери и окна) помещения должны соответствовать утвержденным нормам и правилам Республики Казахстан.
      35. Пульты внутренней охраны располагаются в служебных помещениях подразделений охраны или специально оборудованных для этих целей помещениях.

Требования к системе контроля и управления доступом

      36. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать:
      1) ограничение доступа сотрудников и посетителей объекта в охраняемые помещения через пункты контроля;
      2) фиксацию времени прихода и ухода каждого сотрудника и посетителя объекта;
      3) получение информации об открывании внутренних помещений;
      4) открывание преграждающего устройства после считывания идентификационного признака, доступ по которому разрешен в данную зону доступа (помещение) в заданный временной интервал или по команде оператора;
      5) запрет открывания преграждающего устройства после считывания идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение) в заданный временной интервал;
      6) санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в устройствах управления и обеспечение связи их с зонами доступа (помещениями) и временными интервалами доступа;
      7) защиту от несанкционированного доступа к программным средствам устройства управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;
      8) защиту технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, установки режимов и информации;
      9) сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;
      10) ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;
      11) открывание или блокировку любых дверей, оборудованных системой доступа, с рабочего места оператора системы;
      12) автоматическое закрытие преграждающего устройства при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификационного признака;
      13) закрывание преграждающего устройства на определенное время и выдачу сигнала тревоги при попытках подбора идентификационных признаков (кода);
      14) регистрацию и протоколирование текущих и тревожных событий;
      15) автономную работу считывателя с преграждающего устройства в каждой точке доступа при отказе связи с устройства управления.
      37. Считыватели должны выполнять следующие функции:
      1) считывание идентификационного признака с идентификаторов;
      2) сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе данных устройства управления;
      3) формирование сигнала на открывание преграждающего устройства при идентификации пользователя;
      4) обмен информацией с устройством управления.
      38. Устройства управления должны выполнять следующие функции:
      1) прием информации от считывателей, ее обработку, отображение в заданном виде и выработку сигналов управления преграждающими устройствами;
      2) введение баз данных работников объекта с возможностью задания характеристик их доступа (кода, временного интервала доступа, уровня доступа и другие);
      3) ведение электронного журнала регистрации прохода работников через точки доступа;
      4) приоритетный вывод информации о тревожных ситуациях в точках доступа;
      5) контроль исправности состояния преграждающих устройств, считывателей и линий связи.
      39. Система контроля и управления доступом должна быть защищена от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков, а конструкция, внешний вид и надписи на составных частях не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.
      40. Оснащение объекта системой контроля и управления доступом производится в трех основных зонах доступа:
      1) первая зона - здания, территории, помещения, доступ в которые персоналу и посетителям не ограничен;
      2) вторая зона - помещения, доступ в которые разрешен ограниченному составу персонала, а также посетителям объекта по разовым пропускам или в сопровождении персонала объекта;
      3) третья зона - специальные помещения объекта, доступ в которые имеют строго определенные сотрудники и руководители.
      Пропуск лиц на объект через пункты контроля должен осуществляться:
      1) в первой зоне доступа по одному признаку идентификации;
      2) во второй зоне доступа по двум признакам идентификации (например, электронная карточка и ключ от механического замка);
      3) в третьей зоне доступа - по двум и более признакам идентификации.
      41. Системой контроля и управления доступом необходимо оборудовать:
      1) главный и служебные входы на объект;
      2) наружную дверь для входа в здание;
      3) двери в служебные помещения;
      4) двери помещений подразделений охраны;
      5) двери помещений пульта централизованного наблюдения;
      6) другие помещения по усмотрению руководства.

Требования к телевизионной системе видеонаблюдения

      42.  Телевизионная система видеонаблюдения должна обеспечивать:
      1) передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта на мониторы локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения охраны либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме;
      2) архивирование видеоинформации для последующего анализа событий;
      3) видеодокументирование событий в автоматическом режиме или по команде оператора;
      4) воспроизведение ранее записанной информации;
      5) оперативный доступ к видеозаписи путем задания времени, даты и идентификатора телекамеры.
      43. На объекте телевизионной системой видеонаблюдения оборудуются:
      1) периметр территории;
      2) контрольно-пропускные пункты;
      3) досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта;
      4) главные и запасные входы;
      5) территория и помещения с критическими зонами, коридоры к ним;
      6) другие помещения по усмотрению руководителя (собственника) объекта.
      44. Видеокамеры, предназначенные для контроля территории объекта или периметра, должны работать при условиях воздействия климатических факторов для наружных установок в соответствии с климатической зоной либо размещаться в герметичных термокожухах, обеспечивающих работоспособность при воздействии климатических факторов.
      45. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности телекамер, должно включаться охранное освещение видимого или инфракрасного диапазона света. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора телекамер.
      46. Не рекомендуется объединение телевизионной системы видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, а также систем обнаружения и тушения пожаров в автоматизированный охранный комплекс.

Требования к системе оперативной связи

      47. Система оперативной связи должна обеспечивать:
      1) работу в диапазонах частот, выделенных в установленном порядке для систем оперативной связи;
      2) двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и нарядами охраны на территории обслуживания;
      3) двустороннюю радиосвязь между нарядами охраны в пределах территории обслуживания;
      4) емкость и зону обслуживания, достаточные для обеспечения установленной связи на охраняемых объектах и прилегающей территории;
      5) защиту передаваемой информации;
      6) возможность автоматического перехода базового оборудования, центра коммутации и диспетчерского центра системы на резервное электропитание при отключении основного (и наоборот). Время работы от резервного источника питания - не менее 2 часов.
      48. Конструкция компонентов системы оперативной связи должна обеспечивать электробезопасность обслуживающего персонала при их эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Требования к системе оповещения

      49. Система оповещения должна осуществлять:
      1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
      2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
      3) доведение сигналов оповещения согласно нормам Закона Республики Казахстан «О гражданской защите».
      50. На объекте должен быть разработан план оповещения, который включает в себя:
      1) схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
      2) инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях;
      3) планы эвакуации;
      4) систему сигналов оповещения.
      51. Эвакуация людей в ходе действия системы оповещения должна сопровождаться:
      1) включением аварийного и охранного освещения;
      2) передачей по системе оповещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и в других местах);
      3) автоматическим включением световых указателей направления и путей эвакуации;
      4) автоматическим открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
      52. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения.
      Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
      53. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
      Правильность расстановки и количество громкоговорителей на объекте определяются и уточняются на месте экспериментальным путем на разборчивость передаваемых речевых сообщений.
      54. Коммуникации систем оповещения допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

Требования к охранному освещению

      55. Сеть охранного освещения по периметру выполняется отдельно от сети наружного освещения и разделяется на самостоятельные участки.
      56. Освещение основного и внутреннего вспомогательного ограждения (освещенностью не менее 100 люкс) должно иметь возможность включения от систем охраны периметра, с учетом локальных участков обнаружения.
      57. В качестве приборов охранного освещения должны применяться прожекторы заливающего света, светильники с лампами накаливания или аналогичного типа.
      Приборы освещения необходимо располагать таким образом, чтобы не ослеплять постовых охранников и контролеров контрольно-пропускного пункта.
      В полосу освещения не должны попадать посты охраны, тропа нарядов, постовые грибки.
      Расстояние между светильниками, их мощность и конструкция должны выбираться из расчета создания сплошной, равномерной полосы света, необходимой по нормам освещенности.
      58. Определение норм освещенности для служебных помещений охраны должно производиться на основании действующих норм и правил.
      59. Охранное освещение обеспечивается:
      1) необходимой равномерной освещенностью с расчетом, чтобы светоточки от светильников перекрывались и образовывали сплошную полосу шириной не менее 3-х метров;
      2) возможностью автоматического включения освещения на одном участке или по всему периметру при срабатывании технических средств;
      3) возможностью управления освещением — включение освещения любого участка или всего периметра.
      60. Светильники охранного освещения устанавливаются в непосредственной близости к линии ограждения внутри территории, в местах, удобных и безопасных для обслуживания.
      61. Помещения караулов, контрольно-пропускных пунктов, входы в здания, коридоры категорированных помещений должны дополнительно оборудоваться аварийным освещением. Переход рабочего освещения на аварийное и обратно должен осуществляться автоматически.
      62. Освещение автотранспортных и железнодорожных контрольно-пропускных пунктов должно обеспечивать досмотр транспорта и провозимых грузов. Осветительные приборы должны располагаться таким образом, чтобы осуществлялось равномерное освещение досматриваемого транспорта, в том числе и снизу. В необходимых случаях следует предусмотреть возможность использования переносного освещения.

Требования к электропитанию систем охранной сигнализации,
контроля и управления доступом, телевизионной системы
видеонаблюдения и освещения

      63. Системы охранной сигнализации, контроля и управления доступом должны содержать источники бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающие работу оборудования не менее 12-ти часов при отсутствии основного сетевого питания.
      64. Автономные резервные источники электрического питания должны обеспечивать работу системы контроля и управления доступом, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
      1) в городах и поселках городского типа - не менее 24-х часов;
      2) в сельских районах — не менее 48-ми часов;
      3) в труднодоступных районах - не менее 72-х часов.

      Примечание РЦПИ!
      Раздел 3 вводится в действие с 01.07.2015

3. Требования к системе антитеррористической защиты объектов
массового скопления людей

      65. Объекты массового скопления людей, включенные в приложение 1, в обязательном порядке оснащаются телевизионной системой видеонаблюдения.
      66. Объекты массового скопления людей, включенные в приложение 2, в обязательном порядке оснащаются системой и средствами охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом (за исключением первой зоны), системой и средствами оповещения, телевизионной системой видеонаблюдения.
      67. На всех объектах массового скопления людей устанавливаются системы и технические средства, прошедшие в установленном порядке сертификацию в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и зарегистрированных в Государственном реестре Государственной системы сертификации Республики Казахстан.

Требования к системе охранной сигнализации

      68. Системы охранной сигнализации должны извещать о несанкционированном проникновении.
      69. Системы охранной сигнализации не должны выдавать ложных тревог при переключениях источников электропитания с основного на резервный и обратно.
      70. Системы охранной сигнализации защищаются от несанкционированного доступа к их управлению.

Требования к системе контроля и управления доступом

      71. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать организацию пропускного и внутриобъектового режима на объектах и предусматривать разделение объекта на три основные зоны доступа:
      1) первая зона - здания, территории, помещения, доступ в которые персоналу и посетителям не ограничен;
      2) вторая зона - помещения, доступ в которые разрешен ограниченному составу персонала, а также посетителям объекта по разовым пропускам или в сопровождении персонала объекта;
      3) третья зона - специальные помещения объекта, доступ в которые имеют строго определенные сотрудники и руководители.
      72. Система контроля и управления доступом обеспечивает предотвращение несанкционированного входа в помещения ограниченного доступа второй и третьей зон.
      73. Система контроля и управления доступом должна быть защищена от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков, а конструкция, внешний вид и надписи на ее составных частях не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.

Требования к телевизионной системе видеонаблюдения

      74. Телевизионная система видеонаблюдения должна обеспечивать передачу визуальной информации на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные в специально выделенном помещении для подразделения охраны (при наличии) либо на пункт централизованной охраны.
      Срок хранения информации должен составлять не менее 30-ти суток.
      75. Телевизионная система видеонаблюдения позволяет вести наблюдение за обстановкой в охраняемых зонах (территории, помещениях), а также визуально подтверждать факт несанкционированного проникновения для оценки ситуации и идентификации нарушителей.
      76. Телевизионная система видеонаблюдения обеспечивает работу в автоматизированном режиме.
      77. На объекте, занимающем отдельное здание (комплекс зданий), телевизионной системой видеонаблюдения оборудуются:
      1) периметр территории, прилегающий к объекту;
      2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
      3) досмотровые помещения (комнаты) и зоны досмотра транспорта (при наличии);
      4) главный и запасные входы;
      5) помещения (места) массового скопления людей.
      На объекте, занимающем часть здания, телевизионной системой видеонаблюдения необходимо оборудовать:
      1) помещения (места) массового скопления людей;
      2) главный и запасные входы (при наличии).
      78. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности телекамер, должно включаться охранное освещение видимого или инфракрасного диапазона света. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора телекамер.

Требования к системе оповещения

      79. Система оповещения на объекте и его территории создается для оперативного информирования персонала и посетителей при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действий в сложившейся обстановке.
      80. На объекте должен быть разработан план оповещения, который включает в себя:
      1) схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
      2) инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях;
      3) планы эвакуации;
      4) систему сигналов оповещения.
      81. Система оповещения должна обеспечивать выполнение следующих требований (характеристик):
      1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
      2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
      3) доведение сигналов оповещения согласно нормам Закона Республики Казахстан «О гражданской защите».
      82. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
      1) включением аварийного и охранного освещения;
      2) передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и в других местах);
      3) включением световых указателей направления и путей эвакуации;
      4) дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
      83. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

Приложение 1       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан  
от 3 апреля 2015 года № 191

               

   Объекты массового скопления людей



№ п/п

Объекты массового скопления людей

Группа-1

1

2

3

1.

Торговые объекты с торговой площадью

от 500 до 2000 квадратных метров

2.

Объекты общественного питания

от 100 до 500 посадочных мест

3.

Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 1000 человек

4.

Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 5000 человек

5.

Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 5000 человек

6.

Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

200 и более человек



7.

Иные публичные сооружения (культовые здания, сооружения, объекты государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи) с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 5000 человек

8.

Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 3000 человек

9.

Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 2000 человек

10.

Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 1000 человек


Приложение 2       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан  
от 3 апреля 2015 года № 191

                Объекты массового скопления людей


№ п/п

Объекты массового скопления людей

Группа-2

1

2

3

1.

Торговые объекты с торговой площадью

от 2000 и более квадратных метров

2.

Объекты общественного питания

от 500 и более посадочных мест

3.

Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

1000 и более человек

4.

Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

5000 и более человек

5.

Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

5000 и более человек

6.

Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

200 и более человек



7.

Иные публичные сооружения (культовые здания, сооружения, объекты государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи) с возможностью одновременного нахождения

5000 и более человек

8.

Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

3000 и более человек

9.

Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

2000 и более человек

10.

Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

1000 и более человек


Отправить письмом