Статистика блога
196
Записей
2732
Обращений
131478
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Жумабаев Сагиндык Вадимович
Директор филиала Акционерного общества Национальная компания "КТЖ" "Костанайское отделения дороги"

Контактная информация

Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)
Жумабаев Сагиндык Вадимович
Директор филиала Акционерного общества Национальная компания "КТЖ" "Костанайское отделения дороги"

Контактная информация

Разъяснение законодательства в сфере антитеррористической защиты объектов УТО

Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении

Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 апреля 2015 года № 191

"Казахстанская правда" от 16.04.2015 г., № 69 (27945); "Егемен Ќазаќстан" 16.04.2015 ж., № 69 (28547); САПП Республики Казахстан 2015 г., № 20, ст. 108. Подписано в печать 21.05.2015




      В соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые требования к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением раздела 2, который вводится в действие с 1 января 2017 года, и раздела 3, который вводится в действие с 1 июля 2015 года.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                                            К. Масимов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 3 апреля 2015 года № 191

Требования
к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении

1. Общие положения

      1. Каждый объект, уязвимый в террористическом отношении, включенный в перечень объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении, должен иметь систему антитеррористической защиты в соответствии с настоящими требованиями к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее - требования).
  2. Целью создания системы антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее — система), является обеспечение их безопасности от воздействия террористических угроз.
   3. Понятия и термины, применяемые в настоящих требованиях:
  1) система антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, - совокупность компонентов инженерно-технической укрепленности, системы контроля и управления доступом, системы связи и оповещения, телевизионной системы видеонаблюдения, а также освещения, используемых в зданиях, строениях, сооружениях и иных объектах для обеспечения их антитеррористической безопасности;
  2) инженерно-техническая укрепленность - конструктивные элементы, обеспечивающие необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемые зоны и другим преступным посягательствам;
 3) периметр - граница охраняемой территории (зоны), оборудованная ограждающими строительными конструкциями (барьерами) и контрольно-пропускными пунктами;
 4) контрольно-пропускной пункт — специальное помещение, предназначенное для обеспечения пропуска людей и разрешенного вида транспортных средств;
 5) критическая зона - помещение, участки и конструктивные элементы, реализация террористической угрозы в отношении которых может привести к негативным последствиям;
 6) охраняемая зона - часть здания и/или территории (объекта), в которой может (должно) быть обнаружено изменение контролируемых параметров с помощью системы охранной сигнализации;
 7) рубеж охраны — совокупность инженерно-технических средств и систем безопасности, контролирующих определенную зону объекта или помещения (периметр, объем и подходы к ним), при преодолении которых выдается соответствующее извещение на оборудование контроля состояния объекта или выносные оповещатели (звуковая, световая индикация);
   8) система охранной сигнализации - совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения несанкционированного проникновения на объект охраны, нарушения целостности охраняемого объекта, сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности объекта;
   9) рубеж охранной сигнализации - совокупность совместно действующих технических средств охранной сигнализации, последовательно объединенных электрической цепью, позволяющих выдать извещение о проникновении (попытке проникновения) в охраняемую зону (зоны), независимо от других технических средств, не входящих в данную цепь;
  10) пульт централизованного наблюдения - самостоятельное техническое средство (совокупность технических средств) или составная часть системы передачи извещений, устанавливаемые в пункте централизованной охраны для приема тревожных извещений о проникновении на охраняемые объекты, служебных и контрольно-диагностических извещений, обработки, отображения, регистрации полученной информации и представления ее в заданном виде для дальнейшей обработки, а также (при наличии обратного канала) для передачи команд телеуправления;
   11) система контроля и управления доступом - совокупность совместно действующих технических средств контроля и управления (механические, электромеханические, электрические, электронные устройства, конструкции и программные средства), обладающих технической, информационной, программной, эксплуатационной совместимостью и осуществляющих контроль и управление доступом людей и транспорта;
  12) система связи - система оперативной связи, предназначенная для обеспечения оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
  13) система оповещения - совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и/или звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке;
  14) телевизионная система видеонаблюдения - совокупность совместно действующих технических средств, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью, предназначенных для получения изображений о состоянии объекта;
   15) подразделения охраны - субъекты охранной деятельности, обеспечивающие охрану объектов, уязвимых в террористическом отношении.
     4. Настоящие требования распространяются на действующие, вновь проектируемые, реконструируемые и технически модернизированные объекты, уязвимые в террористическом отношении, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные на территории Республики Казахстан, а также устанавливают порядок оснащения инженерно-техническими средствами и системами безопасности объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них.
  5. Инженерно-техническая укрепленность объектов, подлежащих государственной охране, обеспечивается в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151.
      Требования к инженерно-технической укрепленности объектов Вооруженных Сил определяются в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан», а также приказами Министра обороны Республики Казахстан.
      Службой государственной охраны Республики Казахстан устанавливаются дополнительные требования к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предназначенных для пребывания охраняемых лиц, с учетом настоящих требований, объема и специфики организационных, охранных, режимных и иных мер, обеспечивающих необходимые уровни их безопасности.

      Примечание РЦПИ!
      Раздел 2 вводится в действие с 01.01.2017

2. Требования к системе антитеррористической защиты особо
важных государственных, стратегических, опасных
производственных объектов

Требования к инженерно-технической укрепленности периметра

  6. Объект, имеющий территорию, оборудуется по периметру ограждением, препятствующим свободному проходу лиц и проезду транспортных средств на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт.
     Магистральные трубопроводы и территории месторождений также могут оборудоваться ограждением, препятствующим свободному проходу лиц и проезду транспортных средств в охраняемые зоны.
   7. Ограждение является капитальным сооружением и строится по типовым проектам.
    8. Ограждение должно иметь:
  1) высоту и заглубленность в грунт, исключающие свободное преодоление и удовлетворяющие режимным условиям объекта;
    2) простоту в конструкции, высокую прочность и долговечность;
     3) отсутствие узлов и конструкций, облегчающих его преодоление.
   9. Не допускается во внешнем ограждении наличие незапираемых дверей, ворот, калиток, а также лазов, проломов и других повреждений.
      10. На участках с повышенной опасностью периметр может укрепляться путем установки противотаранных и (или) иных дополнительных заградительных устройств.
      Помимо инженерно-технических конструкций периметр оснащается средствами освещения, связи и телевизионной системы наблюдения.
      11. Инженерно-технические конструкции для обеспечения безопасности периметра объектов должны соответствовать следующим характеристикам:
    1) устойчивость к внешним климатическим факторам всех сезонов и соответствующих климатических зон;
      2) защищенность от индустриальных помех и помех, вызываемых транспортными средствами, воздействия птиц и животных.
    12. К внешнему ограждению объектов и помещений организаций, занятых проведением работ по разработке, производству, испытанию, хранению взрывчатых, особо опасных, бактериологических, биологических веществ, источников ионизирующего излучения, радиоактивных и двойного назначения материалов, применяются специальные требования в соответствии с Положением о физической защите ядерных материалов и ядерных установок, а также санитарно-гигиеническими требованиями по обеспечению радиационной безопасности, другими нормативными правовыми актами в соответствующей области применения.
  13. Особо важные государственные, стратегические, опасные производственные объекты, на которых установлен пропускной режим, оснащаются контрольно-пропускными пунктами.
      14. Количество контрольно-пропускных пунктов определяется с учетом обеспечения необходимой пропускной способности людей и транспортных средств.
      Автотранспортный контрольно-пропускной пункт должен располагаться вблизи центрального контрольно-пропускного пункта для прохода людей.
      Контрольно-пропускной пункт для проезда автомобильного и железнодорожного транспорта допускается делать совмещенным.
      15. Наружные ограждающие конструкции (стены и перекрытия) зданий (помещений) контрольно-пропускных пунктов должны быть устойчивыми к внешним воздействиям, включая действия противоправного характера, и иметь хороший обзор.
      16. Контрольно-пропускной пункт оборудуется камерой хранения личных вещей рабочих и служащих, комнатой досмотра, служебным помещением для размещения сотрудников подразделений охраны, техническими системами безопасности (концентраторами, пультами, видеоконтрольными устройствами охранного телевидения и т.п.), устройствами управления механизма открывания прохода (проезда), охранного освещения и санузлом.
      В контрольно-пропускном пункте устанавливаются автоматизированные или механические ручные устройства, турникеты, калитки для предотвращения несанкционированного прохода людей.
      Допускается оборудовать контрольно-пропускной пункт стационарными и ручными средствами для производства досмотра, способными распознавать различные типы металлов в зависимости от необходимости или служебной потребности.
      17. Контрольно-пропускной пункт для транспортных средств оборудуется типовыми раздвижными или распашными воротами с электроприводом и дистанционным управлением, устройствами для их аварийной остановки и открытия вручную. Ворота оснащаются ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения). Контрольно-пропускной пункт для автотранспортных средств оборудуется смотровыми площадками или эстакадами для их осмотра, шлагбаумами, а контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта - вышкой и площадкой для осмотра подвижного железнодорожного состава.
      18. Пульт управления воротами располагается в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
      19. Помещение контрольно-пропускного пункта оснащается средствами связи, пожаротушения и оборудуется системой тревожной сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения.

Требования к инженерно-технической укрепленности
зданий и сооружений

      20. Размещение на территории особо важных государственных, стратегических, опасных производственных объектов зданий и сооружений, включая корпусы с оборудованием непрерывного производственного цикла, необходимо обеспечивать на максимально возможном удалении от периметра с учетом прикрытия их близлежащими зданиями и сооружениями.
      21. Наружные стены зданий и сооружений должны быть капитальными и соответствовать утвержденным нормам и правилам Республики Казахстан.
      22. При установке запирающихся устройств в зданиях и сооружениях необходимо выполнять условия противопожарной безопасности:
      1) наружные эвакуационные двери зданий и сооружений не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;
      2) двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и тамбуров-шлюзов оборудуются приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах и не должны иметь запоров, препятствующих их открыванию без ключа.
      23. Подземные и наземные коммуникации, имеющие входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и других подобных сооружений, через которые можно проникнуть в здания и сооружения, оборудуются постоянными или съемными решетками, крышками, дверями с запирающими устройствами.
      Постоянные устройства должны устанавливаться на все коммуникации, не подлежащие открыванию, а также проемы, имеющие диаметр более 250 миллиметров (сечением более 250x250 миллиметров).

Требования к инженерно-технической укрепленности помещений
подразделений охраны

      24. Помещения подразделений охраны следует размещать, как правило, на первом этаже зданий, при этом требования к конструкции помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкции соответствующей категории зданий.
      25. Инженерные конструкции постов охраны, к которым относятся наблюдательные вышки, постовые грибки и будки, изгородки в виде барьеров, должны соответствовать следующим характеристикам:
      1) наблюдательные вышки делаются из кирпича, дерева, металла или сборного железобетона и устанавливаются для увеличения обзора и просмотра охранниками территории и подступов к объекту. Высота вышки и место ее установки определяются в зависимости от рельефа местности, конфигурации и местных условий;
      2) состав технических средств для оборудования вышек определяется заданием на проектирование;
      3) конструкция вышки должна обеспечивать защиту охранника от поражения огнестрельным оружием;
      4) постовые грибы устанавливаются, как правило, в центре участков постов на расстоянии не более 1-го метра от тропы нарядов;
      5) постовые будки делаются из кирпича, дерева, сборного железобетона, металлоконструкций, пластика, прессованных и деревянных деталей. В районах, где температура опускается ниже минус 300С, в постовых будках предусматривается отопление. Размеры и типы постовых будок определяются проектной организацией;
      6) для обозначения границ участков постов применяются разграничительные знаки. Они нумеруются и последовательно устанавливаются таким образом, чтобы хорошо были видны нарядам и не просматривались посторонними лицами с внешней стороны участка.

Требования к системе охранной сигнализации

      26. Системой охранной сигнализации оборудуются все помещения с постоянным или временным хранением секретной информации или материальных ценностей, а также все смежные с ними помещения, комнаты и уязвимые места (окна, двери, люки, вентиляционные шахты и короба), расположенные на первом и последнем этажах по периметру здания объекта.
      27. Система охранной сигнализации в установленном порядке проходит сертификацию в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и зарегистрированных в Государственном реестре Государственной системы сертификации Республики Казахстан.
      28. На объектах, где требуется исключительно высокая наработка на ложное срабатывание и вероятность обнаружения, необходимо использовать комбинированные системы, сочетающие в себе несколько датчиков различного физического принципа действия. Расположение чувствительных элементов выбирается таким образом, чтобы сигнал о проникновении человека возникал одновременно в нескольких датчиках, тогда как помехи были разнесены во времени.
      29. Системой охранной сигнализации оборудуются три рубежа охраны.
      Первым рубежом охраны защищаются:
      1) строительные конструкции по периметру зданий или помещении объекта;
      2) места ввода коммуникаций, вентиляционные каналы и другие;
      3) выходы к пожарным лестницам;
      4) некапитальные и капитальные (если необходима их защита) стены.
      Вторым рубежом охраны защищаются объемы помещений.
      Третьим рубежом охраны защищаются хранилища, сейфы, шкафы или подходы к ним.
      30. Строительные конструкции по периметру здания (помещения) объекта блокируют:
      1) дверные проемы, погрузочно-разгрузочные люки - на открывание  и пролом;
      2) остекленные конструкции - на «открывание» и «разрушение» стекла;
      3) места ввода коммуникаций, некапитальные и капитальные (если это необходимо) - на «пролом»;
      4) вентиляционные короба, дымоходы и другое - на «разрушение» и «ударное воздействие».
      31. Структура системы охранной сигнализации для повышения безопасности объекта определяется, исходя из:
      1) режима работы этого объекта;
      2) особенностей расположения помещений внутри зданий;
      3) количества охраняемых зон.
      32. Охраняемые зоны размещают таким образом, чтобы при подходе к критическим зонам с любой стороны нарушение было зафиксировано не менее чем двумя рубежами охраны.
      33. Тревожные извещения с каждого рубежа охраны выводятся на пульт централизованного наблюдения или пульт внутренней охраны объекта.
      34. Помещение, где организован пульт централизованного наблюдения, необходимо размещать на вторых или третьих этажах здания. В случае размещения помещения пульта централизованного наблюдения в одноэтажном здании, строительные конструкции (стены, двери и окна) помещения должны соответствовать утвержденным нормам и правилам Республики Казахстан.
      35. Пульты внутренней охраны располагаются в служебных помещениях подразделений охраны или специально оборудованных для этих целей помещениях.

Требования к системе контроля и управления доступом

      36. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать:
      1) ограничение доступа сотрудников и посетителей объекта в охраняемые помещения через пункты контроля;
      2) фиксацию времени прихода и ухода каждого сотрудника и посетителя объекта;
      3) получение информации об открывании внутренних помещений;
      4) открывание преграждающего устройства после считывания идентификационного признака, доступ по которому разрешен в данную зону доступа (помещение) в заданный временной интервал или по команде оператора;
      5) запрет открывания преграждающего устройства после считывания идентификационного признака, доступ по которому не разрешен в данную зону доступа (помещение) в заданный временной интервал;
      6) санкционированное изменение (добавление, удаление) идентификационных признаков в устройствах управления и обеспечение связи их с зонами доступа (помещениями) и временными интервалами доступа;
      7) защиту от несанкционированного доступа к программным средствам устройства управления для изменения (добавления, удаления) идентификационных признаков;
      8) защиту технических и программных средств от несанкционированного доступа к элементам управления, установки режимов и информации;
      9) сохранение настроек и базы данных идентификационных признаков при отключении электропитания;
      10) ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание преграждающих устройств для прохода при чрезвычайных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами противопожарной безопасности;
      11) открывание или блокировку любых дверей, оборудованных системой доступа, с рабочего места оператора системы;
      12) автоматическое закрытие преграждающего устройства при отсутствии факта прохода через определенное время после считывания разрешенного идентификационного признака;
      13) закрывание преграждающего устройства на определенное время и выдачу сигнала тревоги при попытках подбора идентификационных признаков (кода);
      14) регистрацию и протоколирование текущих и тревожных событий;
      15) автономную работу считывателя с преграждающего устройства в каждой точке доступа при отказе связи с устройства управления.
      37. Считыватели должны выполнять следующие функции:
      1) считывание идентификационного признака с идентификаторов;
      2) сравнение введенного идентификационного признака с хранящимся в памяти или базе данных устройства управления;
      3) формирование сигнала на открывание преграждающего устройства при идентификации пользователя;
      4) обмен информацией с устройством управления.
      38. Устройства управления должны выполнять следующие функции:
      1) прием информации от считывателей, ее обработку, отображение в заданном виде и выработку сигналов управления преграждающими устройствами;
      2) введение баз данных работников объекта с возможностью задания характеристик их доступа (кода, временного интервала доступа, уровня доступа и другие);
      3) ведение электронного журнала регистрации прохода работников через точки доступа;
      4) приоритетный вывод информации о тревожных ситуациях в точках доступа;
      5) контроль исправности состояния преграждающих устройств, считывателей и линий связи.
      39. Система контроля и управления доступом должна быть защищена от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков, а конструкция, внешний вид и надписи на составных частях не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.
      40. Оснащение объекта системой контроля и управления доступом производится в трех основных зонах доступа:
      1) первая зона - здания, территории, помещения, доступ в которые персоналу и посетителям не ограничен;
      2) вторая зона - помещения, доступ в которые разрешен ограниченному составу персонала, а также посетителям объекта по разовым пропускам или в сопровождении персонала объекта;
      3) третья зона - специальные помещения объекта, доступ в которые имеют строго определенные сотрудники и руководители.
      Пропуск лиц на объект через пункты контроля должен осуществляться:
      1) в первой зоне доступа по одному признаку идентификации;
      2) во второй зоне доступа по двум признакам идентификации (например, электронная карточка и ключ от механического замка);
      3) в третьей зоне доступа - по двум и более признакам идентификации.
      41. Системой контроля и управления доступом необходимо оборудовать:
      1) главный и служебные входы на объект;
      2) наружную дверь для входа в здание;
      3) двери в служебные помещения;
      4) двери помещений подразделений охраны;
      5) двери помещений пульта централизованного наблюдения;
      6) другие помещения по усмотрению руководства.

Требования к телевизионной системе видеонаблюдения

      42.  Телевизионная система видеонаблюдения должна обеспечивать:
      1) передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта на мониторы локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения охраны либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме;
      2) архивирование видеоинформации для последующего анализа событий;
      3) видеодокументирование событий в автоматическом режиме или по команде оператора;
      4) воспроизведение ранее записанной информации;
      5) оперативный доступ к видеозаписи путем задания времени, даты и идентификатора телекамеры.
      43. На объекте телевизионной системой видеонаблюдения оборудуются:
      1) периметр территории;
      2) контрольно-пропускные пункты;
      3) досмотровые помещения (комнаты), зоны досмотра транспорта;
      4) главные и запасные входы;
      5) территория и помещения с критическими зонами, коридоры к ним;
      6) другие помещения по усмотрению руководителя (собственника) объекта.
      44. Видеокамеры, предназначенные для контроля территории объекта или периметра, должны работать при условиях воздействия климатических факторов для наружных установок в соответствии с климатической зоной либо размещаться в герметичных термокожухах, обеспечивающих работоспособность при воздействии климатических факторов.
      45. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности телекамер, должно включаться охранное освещение видимого или инфракрасного диапазона света. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора телекамер.
      46. Не рекомендуется объединение телевизионной системы видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, а также систем обнаружения и тушения пожаров в автоматизированный охранный комплекс.

Требования к системе оперативной связи

      47. Система оперативной связи должна обеспечивать:
      1) работу в диапазонах частот, выделенных в установленном порядке для систем оперативной связи;
      2) двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и нарядами охраны на территории обслуживания;
      3) двустороннюю радиосвязь между нарядами охраны в пределах территории обслуживания;
      4) емкость и зону обслуживания, достаточные для обеспечения установленной связи на охраняемых объектах и прилегающей территории;
      5) защиту передаваемой информации;
      6) возможность автоматического перехода базового оборудования, центра коммутации и диспетчерского центра системы на резервное электропитание при отключении основного (и наоборот). Время работы от резервного источника питания - не менее 2 часов.
      48. Конструкция компонентов системы оперативной связи должна обеспечивать электробезопасность обслуживающего персонала при их эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Требования к системе оповещения

      49. Система оповещения должна осуществлять:
      1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
      2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
      3) доведение сигналов оповещения согласно нормам Закона Республики Казахстан «О гражданской защите».
      50. На объекте должен быть разработан план оповещения, который включает в себя:
      1) схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
      2) инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях;
      3) планы эвакуации;
      4) систему сигналов оповещения.
      51. Эвакуация людей в ходе действия системы оповещения должна сопровождаться:
      1) включением аварийного и охранного освещения;
      2) передачей по системе оповещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и в других местах);
      3) автоматическим включением световых указателей направления и путей эвакуации;
      4) автоматическим открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
      52. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения.
      Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
      53. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
      Правильность расстановки и количество громкоговорителей на объекте определяются и уточняются на месте экспериментальным путем на разборчивость передаваемых речевых сообщений.
      54. Коммуникации систем оповещения допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

Требования к охранному освещению

      55. Сеть охранного освещения по периметру выполняется отдельно от сети наружного освещения и разделяется на самостоятельные участки.
      56. Освещение основного и внутреннего вспомогательного ограждения (освещенностью не менее 100 люкс) должно иметь возможность включения от систем охраны периметра, с учетом локальных участков обнаружения.
      57. В качестве приборов охранного освещения должны применяться прожекторы заливающего света, светильники с лампами накаливания или аналогичного типа.
      Приборы освещения необходимо располагать таким образом, чтобы не ослеплять постовых охранников и контролеров контрольно-пропускного пункта.
      В полосу освещения не должны попадать посты охраны, тропа нарядов, постовые грибки.
      Расстояние между светильниками, их мощность и конструкция должны выбираться из расчета создания сплошной, равномерной полосы света, необходимой по нормам освещенности.
      58. Определение норм освещенности для служебных помещений охраны должно производиться на основании действующих норм и правил.
      59. Охранное освещение обеспечивается:
      1) необходимой равномерной освещенностью с расчетом, чтобы светоточки от светильников перекрывались и образовывали сплошную полосу шириной не менее 3-х метров;
      2) возможностью автоматического включения освещения на одном участке или по всему периметру при срабатывании технических средств;
      3) возможностью управления освещением — включение освещения любого участка или всего периметра.
      60. Светильники охранного освещения устанавливаются в непосредственной близости к линии ограждения внутри территории, в местах, удобных и безопасных для обслуживания.
      61. Помещения караулов, контрольно-пропускных пунктов, входы в здания, коридоры категорированных помещений должны дополнительно оборудоваться аварийным освещением. Переход рабочего освещения на аварийное и обратно должен осуществляться автоматически.
      62. Освещение автотранспортных и железнодорожных контрольно-пропускных пунктов должно обеспечивать досмотр транспорта и провозимых грузов. Осветительные приборы должны располагаться таким образом, чтобы осуществлялось равномерное освещение досматриваемого транспорта, в том числе и снизу. В необходимых случаях следует предусмотреть возможность использования переносного освещения.

Требования к электропитанию систем охранной сигнализации,
контроля и управления доступом, телевизионной системы
видеонаблюдения и освещения

      63. Системы охранной сигнализации, контроля и управления доступом должны содержать источники бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающие работу оборудования не менее 12-ти часов при отсутствии основного сетевого питания.
      64. Автономные резервные источники электрического питания должны обеспечивать работу системы контроля и управления доступом, телевизионной системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
      1) в городах и поселках городского типа - не менее 24-х часов;
      2) в сельских районах — не менее 48-ми часов;
      3) в труднодоступных районах - не менее 72-х часов.

      Примечание РЦПИ!
      Раздел 3 вводится в действие с 01.07.2015

3. Требования к системе антитеррористической защиты объектов
массового скопления людей

      65. Объекты массового скопления людей, включенные в приложение 1, в обязательном порядке оснащаются телевизионной системой видеонаблюдения.
      66. Объекты массового скопления людей, включенные в приложение 2, в обязательном порядке оснащаются системой и средствами охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом (за исключением первой зоны), системой и средствами оповещения, телевизионной системой видеонаблюдения.
      67. На всех объектах массового скопления людей устанавливаются системы и технические средства, прошедшие в установленном порядке сертификацию в органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и зарегистрированных в Государственном реестре Государственной системы сертификации Республики Казахстан.

Требования к системе охранной сигнализации

      68. Системы охранной сигнализации должны извещать о несанкционированном проникновении.
      69. Системы охранной сигнализации не должны выдавать ложных тревог при переключениях источников электропитания с основного на резервный и обратно.
      70. Системы охранной сигнализации защищаются от несанкционированного доступа к их управлению.

Требования к системе контроля и управления доступом

      71. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать организацию пропускного и внутриобъектового режима на объектах и предусматривать разделение объекта на три основные зоны доступа:
      1) первая зона - здания, территории, помещения, доступ в которые персоналу и посетителям не ограничен;
      2) вторая зона - помещения, доступ в которые разрешен ограниченному составу персонала, а также посетителям объекта по разовым пропускам или в сопровождении персонала объекта;
      3) третья зона - специальные помещения объекта, доступ в которые имеют строго определенные сотрудники и руководители.
      72. Система контроля и управления доступом обеспечивает предотвращение несанкционированного входа в помещения ограниченного доступа второй и третьей зон.
      73. Система контроля и управления доступом должна быть защищена от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков, а конструкция, внешний вид и надписи на ее составных частях не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.

Требования к телевизионной системе видеонаблюдения

      74. Телевизионная система видеонаблюдения должна обеспечивать передачу визуальной информации на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации, установленные в специально выделенном помещении для подразделения охраны (при наличии) либо на пункт централизованной охраны.
      Срок хранения информации должен составлять не менее 30-ти суток.
      75. Телевизионная система видеонаблюдения позволяет вести наблюдение за обстановкой в охраняемых зонах (территории, помещениях), а также визуально подтверждать факт несанкционированного проникновения для оценки ситуации и идентификации нарушителей.
      76. Телевизионная система видеонаблюдения обеспечивает работу в автоматизированном режиме.
      77. На объекте, занимающем отдельное здание (комплекс зданий), телевизионной системой видеонаблюдения оборудуются:
      1) периметр территории, прилегающий к объекту;
      2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
      3) досмотровые помещения (комнаты) и зоны досмотра транспорта (при наличии);
      4) главный и запасные входы;
      5) помещения (места) массового скопления людей.
      На объекте, занимающем часть здания, телевизионной системой видеонаблюдения необходимо оборудовать:
      1) помещения (места) массового скопления людей;
      2) главный и запасные входы (при наличии).
      78. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности телекамер, должно включаться охранное освещение видимого или инфракрасного диапазона света. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора телекамер.

Требования к системе оповещения

      79. Система оповещения на объекте и его территории создается для оперативного информирования персонала и посетителей при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действий в сложившейся обстановке.
      80. На объекте должен быть разработан план оповещения, который включает в себя:
      1) схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
      2) инструкции, регламентирующие действия сотрудников при внештатных ситуациях;
      3) планы эвакуации;
      4) систему сигналов оповещения.
      81. Система оповещения должна обеспечивать выполнение следующих требований (характеристик):
      1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
      2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
      3) доведение сигналов оповещения согласно нормам Закона Республики Казахстан «О гражданской защите».
      82. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
      1) включением аварийного и охранного освещения;
      2) передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и в других местах);
      3) включением световых указателей направления и путей эвакуации;
      4) дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
      83. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

Приложение 1       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан  
от 3 апреля 2015 года № 191

               

   Объекты массового скопления людей



№ п/п

Объекты массового скопления людей

Группа-1

1

2

3

1.

Торговые объекты с торговой площадью

от 500 до 2000 квадратных метров

2.

Объекты общественного питания

от 100 до 500 посадочных мест

3.

Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 1000 человек

4.

Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 5000 человек

5.

Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 5000 человек

6.

Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

200 и более человек



7.

Иные публичные сооружения (культовые здания, сооружения, объекты государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи) с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 5000 человек

8.

Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 3000 человек

9.

Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 2000 человек

10.

Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

от 200 до 1000 человек


Приложение 2       
к постановлению Правительства
Республики Казахстан  
от 3 апреля 2015 года № 191

                Объекты массового скопления людей


№ п/п

Объекты массового скопления людей

Группа-2

1

2

3

1.

Торговые объекты с торговой площадью

от 2000 и более квадратных метров

2.

Объекты общественного питания

от 500 и более посадочных мест

3.

Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

1000 и более человек

4.

Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

5000 и более человек

5.

Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

5000 и более человек

6.

Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

200 и более человек



7.

Иные публичные сооружения (культовые здания, сооружения, объекты государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи) с возможностью одновременного нахождения

5000 и более человек

8.

Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

3000 и более человек

9.

Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

2000 и более человек

10.

Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения

1000 и более человек


Отправить письмом